Рост образованности и развитие нанотехнологии как возможность выхода из глобального кризиса

Уже не раз мы подчеркивали роль образования для развития нанотехнологий в нашей стране. Знание – это сила в буквальном смысле слова, это научный, экономический и военный потенциал государства, это умение побеждать в интеллектуальной борьбе.

На Западе большой популярностью пользуется концепция человеческого капитала, а инвестиции в сферу образования многие исследователи определяют как один из главнейших факторов устойчивого экономического роста. Роль образования в экономическом росте может проявляться в различных формах:

• повышается производительность труда;

• улучшаются предпринимательские способности человека;

• ускоряется научный и технический поиск и т.д.

Вложения в человеческий капитал, по существующим оценкам, гораздо эффективнее, чем вложения в другие экономические фонды. Так, в США в после-военный период нормы прибыли от вложений в образование располагались в интервале 8_12%, тогда как средняя прибыльность обычных вложений составля-ла всего около 4%.

Установлена прямая зависимость между экономическим ростом страны и коэффициентом образования населения: чем ниже коэф-фициент образования населения, тем беднее страна.

Если население в стране грамотное и образованное, страна – богата. Считается, что, тратясь сегодня на образование и профессиональную подготовку людей, завтра государство получит от них максимальный вклад в ВВП. Это логично: за новыми знаниями следуют новые технологии, а прогрессивные технологии рождают инновационные и успешно реализуемые товары. Устаревшие же технологии, как известно, убыточны. Они не приносят дохода, а товары, произведенные в рамках таких технологий, невозможно продать по высокой цене.

Когда затихает интеллектуальное обновление, экономика становится загнивающей, и вопрос о том, когда ее обойдут более активные конкуренты – всего лишь вопрос времени. Давайте, обратившись к статистике, посмотрим, верна ли эта закономерность на примере нашей многострадальной России:

Факт: Общее число людей, занятых в научной сфере сократилось за период с 1990 по 2005 гг. более чем в два раза. Резкое сокращение финансирования науки привело к тому, что самые сильные и умные специалисты разбрелись по более доходным отраслям: торговля, сфера услуг, развлечения и т.п.

Следствие 1: С этого момента начинается серьезное отставание от других стран по уровню использования наукоемких технологий в промышленности.

Следствие 2: Производство ведется на устаревшем оборудовании и по старым технологиям (образца 70 _ 80_х годов). Для сравнения: в развитых странах до 50% всей промышленной продукции изготавливают станки с электронными системами управления, а к 2015 г. их будет 100%.

Следствие 3: Продукция, производимая по устаревшим технологиям, сильно уступает в качестве западным аналогам и, следовательно, не может пользоваться большой популярностью у потребителей. Все это ведет к вытеснению отечественной продукции с собственного же рынка, не говоря уже об экспорте.

Выводы: Россия хронически отстает в производстве наукоемкой продукции от развитых стран. Для выхода из сложившейся ситуации ей потребуются новые кадры – не люди с опытом челноков и агентов по продажам и даже не инженеры, получившие устаревшие технологические знания. Нужны специалисты нового поколения, способные ликвидировать отставание и развить “прорывные” новые технологии. Следовательноеобходима кардинальная реорганизация всей сферы образования, направленная на повышение скорости обновления пре-подносимых студентам знаний.

При этом меньше всего имеется в виду та “модернизация” образования, которая проводится сейчас в нашей странеодная теперь “гуманитаризация образования” и перевод на так называемые “элективные курсы” приводят к тому, что предметы конкурируют за время школьников. Суть элективных курсов сводится к тому, что после 9_го класса, традиционно преподаваемые в старших классах дисциплины вроде физики, химии, математики, биологии и др. переходят в разряд “необязательных”. Конечно, при такой системе большинство школьников выберет легкие и заманчивые гуманитарные предметы и мало кого прельстят физика и математика, требующие напряжения ума, но в России низкооплачиваемые. А между тем вся физика 20 века изучается в 11 классе (а вся физика 18_19 веков _ в 10_м), органическая химия _ в 10_м, классическая литература _ в 10_м, дифференциальное и интегральное исчисление _ в 10_м и 11_м... Похоже, что без сознательного сопротивления очередной “антиобразова_

тельной” реформе, лет через 10 наша страна превратиться в населенный лингвистами и психологами “каменный век”, а развивать науку будут другие...

Для иллюстрации принципиальной возможности успешной модернизации образования в современной России можно взять пример постколониальной Великобритании.

1) В 60_х годах в Великобритании появилась кризисная тенденция – падение ее доли на мировых рынках. Была принята комплексная программа реформирова-ния образования.

2) Логика предложенного решения задачи по повышению качества инженеров проста до гениальности:

• английские товары хуже покупают, т.к. их качество уступает другим;

• качество товаров неважное потому, что инженеры их плохо проектируют;

• проектируют их плохо потому, что национальная система образования недостаточно хорошо учит инженеров это делать;

• следовательно, нужно развивать инженерное образование.

Но для этого британцам пришлось основательно поработать. За 30 с лишним лет они изменили многое: не только всю систему образования (как дошкольного, так и университетского), но и общественную систему ценностей. В частности, мо-дернизация заключалась в развитии деятельностного подхода к построению учебных планов. Что это значит? Традиционно в учебный план включаются дисциплины, состав и порядок которых определяются логикой прошлого развития наук. Например, в наших школах в курсе изучения, допустим, физики современ-ные школьники успевают “основательно познакомиться” с работами ученых XVII_XVIII веков – Ньютона, Архимеда, Галилея и др., “слегка пройтись” по физи-ческим теориям XIX века – Максвелла, Френеля и т.д., и “услышать краем уха” об открытиях начала XX века – в лучшем случае о теории относительности Эйнштейна (Что уж тут говорить о нанотехнологиях!). А ведь жить и работать нашим школьникам в XXI веке…

При деятельностном подходе в план включаются предметы, формирующие умения выполнять необходимые для будущей работы процедуры инженерной деятельности, то есть аккумулирующие весь накопленный за годы развития научной мысли опыт. Кроме чисто практических “плюсов” такого подхода можно выделить и педагогический: любому школьнику гораздо интересней изучать что_то актуальное и современное, чем всякое “научное старье” (да простят мне великие ученые прошлого).

 

 

         
 
Caeac?eeo web aecaeia e i?ia?aiie?iaaiey - eaoaeia naeoia, iaci? aecaei nooaee