Оценка рынка
Как правило, сами создатели инновации не до
конца представляют себе свойства полученного продукта вследствие недостатка времени
и денег на детальные исследования. Поэтому необходимо доисследование
самого полученного продукта, поскольку без знания свойств новинки (зачастую весьма
неожиданных) риск совершения маркетинговой ошибки близок к 100%. Это нормально и
поможет впоследствии грамотно организовать постоянное усовершенствование продукта
в соответствии с нуждами клиентов.
Чем больше уникальных, полезных и замечательных
свойств вы откроете и изучите в продукте, тем шире будет его рынок и меньше последует
жалоб. Важной особенностью нано-технологии как отрасли
является ее многогранность и изобилие неожиданных направлений применения продуктов
и технологий. Поэтому наличие хотя бы нескольких партнерских нано-технологических производств при системном анализе потенциальных
приложений их разработок позволяет достигать немалой экономии за счет синергетического
эффекта.
Синергетический (системный)
эффект – это увеличение суммарной
эффективности двух процессов при их совместной работе.
Например, НТЦ “Конверс_ресурс”
разработал технологию обработки узлов трения ремонтно_восстановительными
составами на основе наночастиц. Помимо получения дохода
от оказания услуг клиентам, применение этой технологии на самом предприятии позволило
ему сэкономить значительные средства при эксплуатации и ремонте собственного оборудования.
Руководство
концерна “Наноиндустрия” пошло в этом направлении еще
дальше, поставив перед собой цель собрать критическую массу научно_технологических
разработок, финансовых, кадровых и других ресурсов для развития наноиндустрии.
Но когда уже понятно, где и как производить,
работа далеко не закончена. Как продвигать продукт на рынок? Кто_то отмахнется от этих вопросов, сказав, что это не его забота.
Но это
не так.
Если проект прогорит, крайним будете вы. Конечно, если вы продали разработку и стали
наемным работником, это не будет вас беспокоить... Но уж лучше прогореть.
Никто не станет покупать товары только потому,
что они “нано”, скорее наоборот: услышав это, клиент вспомнит какую_нибудь статью о вреде фуллеренов для мышей, а “нанотех-нологичность” продукции заинтересует разве что таможенника,
но ведь это не тот интерес, которого вы хотите, правда?
Вы должны помнить, что чем воодушевленней вы
относитесь к проекту, тем больше вероятность наличия в нем ускользнувших от внимания
ошибок, рисков, противоречий.
Тщательнее
всего следует проверять правильность суждений, которые кажутся нам очевидными.
Чтобы продукт принес прибыль, он должен обладать
высоким спросом, то есть быть клиент_ориентированным.
В мысленном диалоге с потенциальным потребителем убедитесь, что
предлага_ете решение его проблем,
а не просто технологическую заморочку.
На самом деле, существуют два вида нанопродукции. Одни продукты представляют собой усовершенствования
обычных товаров – более долговечные мячи, более легкие и прочные ракетки, незатупляющиеся ножи и сверла, сверхмощные батарейки, более
компактные дисплеи и т.п. Они имеют устоявшиеся рынки, и вы всегда знаете, кто будет
покупателем и как продвигать продукцию. С другой стороны, здесь вам противостоят
огромные конкуренты, работающие в этой отрасли десятилетиями (а некоторые – даже
столетиями).
Другие – не имеют аналогов на рынке. Самоочищающиеся
покрытия, нанотрубки, антибактериальные наночастицы и сканирующие микроскопы мало похожи на все, что
было ра-нее, и поэтому, с одной стороны, не всегда ясно,
кому и как их предложить, а с другой – вы сами создаете новый рынок, на котором
пока что никого нет (если, конечно, вы действуете достаточно быстро и охраняете
секреты своей новинки).
Тем не менее, продукцию надо как_то продвигать на рынок. А ведь клиенты очень консерва-тивны, и по статистике только 6% из них склонны покупать
новинки, а 94% подождут, пока
эти 6%
все испытают, и тогда, может быть, купят. Но где искать эти 6%? В каждой отрасли
они свои, а внутри большого предприятия – потенциального клиента – поди выясни,
кто является “инноватором”. Хорошо бы просто собрать всех
инновационно настроенных граждан и показать им товар,
рассказав о его преимуществах. Но как?
Для этого, например, можно использовать специально
созданный нами “Наномагазин” (www.nаnoshop.ru),
в котором каждый может приобрести различную нанопродукцию
для себя
и своей
фирмы. Широкий спектр товаров – от самоочищающихся покрытий до нанолаборатории “УМКА” – привлекает людей, заинтересованных
в использовании достижений нанотехнологии – потенциальных
клиентов. Выставляя продукцию в “Нано_магазине”, разработчики
не только знакомят с ней наиболее восприимчивую часть аудитории, но и получают ценные
отзывы
и предложения, позволяющие ее улучшить.В том же “Наномагазине” можно приобрести различные импортные нанопродукты: например, наночастицы
оксида цинка, придающие тканям свойства “стелс” – невидимости
в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Или космети
ку, оптимизирующую
белки, из которых состоит кожа на молекулярном уровне. Или теннисную ракетку из
нанотрубок. Мы планируем сделать доступной в России практически
всю нанотехно-логическую продукцию отечественных и зарубежных
компаний – чтобы каждый мог не только воспользоваться ею, но и сравнить свои разработки
с аналогами. Конкурентоспособность на мировом рынке важна еще и потому, что тот
же “Наномагазин” посещают торговые компании со всего мира,
которые всегда рады продавать хорошую продукцию в своих странах. Наконец, необходимо
трезво оценить объем рынка – соответствует ли предполагаемая выручка планируемым
затратам?
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|