Принципы
наноэкономики
Принимая
во внимание все вышесказанное, сформулируем основные принципы будущей наноэкономики:
_ Большой объем
знаний позволяет создавать более эффективные машины. Чем больше вы
знаете, тем лучшие продукты вы можете создать. До изобретения двигателя внутреннего
сгорания не было самолетов, а до открытия туннельного эффекта не могло быть СТМ.
_ Создание
более эффективных инструментов открывает возможность создания еще более эффектив-ных инструментов в большем количестве. В биологической
эволюции появление ДНК позволило “экспериментировать” с белковыми структурами гораздо
быстрее и эффективнее. Также как изобретение компьютеров и CAD позволило многократно
ускорить и упростить разработку новых машин.
Чем быстрее
компьютеры и чем их больше, тем быстрее делаются открытия и разрабатываются более
эффективные машины. Вспомните историю с расшифровкой генома человека или программы наномоделирования, возможности которых прямо зависят от производительности
компьютеров.
_ Автоматизация
и роботизация позволяет производить более эффективные продукты быстрее, дешевле
и в большем количестве. Представьте себе ручное производство сотен миллионов компакт-дисков
или хотя бы одной нанотрубки. Таким образом, каждое конкурентное
пре-имущество помогает в развитии всех остальных конкурентных
преимуществ и наоборот, каждая слабость отражается
на остальных сторонах бизнеса. В результате разрыв между государст-вами,
компаниями и людьми, развивающимися с разной скоростью, увеличится чуть ли не больше,
чем сегодня разрыв между людьми и животными.
Короче, вы уже поняли – эра нанотехнологий
покажет, кто на что способен. Действуя быстро и с умом, в ней можно заработать миллиарды,
а ленясь и беспечно попивая пиво - в одночасье стать неандертальцем.
Те, кто станут лидерами в применении нанотехнологии, станут лидерами в экономике и политике. Конкуренция
в качестве, скорости и цене между заводами, использующими и игно-рирующими
нанотехнологии, будет подобна состязанию между гидравлическим
прессом и средневековым кузнецом. Эксперты оценивают мировой рынок нанотехнологической продукции в 1.000.000.000.000 (триллион!)
долларов лишь к 2015 году. В мире существует более трех тысяч потребительских и
огромное число промышленных продуктов, произведенных с помощью нанотехнологий и пользующихся спросом на мировом рынке. Функционирует
свыше 16.000 нанотехнологических компаний, число которых
удваивается каждые полтора года. В России нанотехнология
тоже начинает приносить свои первые плоды – в декабре 2004 года в г. Фрязино прошла первая конференция, посвященная промышленному
использованию нанотехнологий, где ученые представили десятки
мощных технологий, готовых к внедрению на производстве. Среди них новые материалы
на основе нанотрубок, сверхпрочные покрытия, антифрикционные
составы, проводящие полимеры для гибкой электроники и т.д. В конце XX века было
модно инвестировать в “доткомы” (интернет_сайты
.com) и многие на этом разорились. Некоторые опасаются,
что инвестиции в нанотехнологии могут оказаться таким
же “мыльным пузырем”. Но между этими отраслями есть фундаментальное различие. Вы
не сможете развить нано-компанию, которая базируется на
одной идее. Вам нужны еще и реальные технологические достижения. Инвесторы, поверхностно
интересующиеся развитием нанотехнологий, быстро утрачивают
к ним интерес, так как это междисциплинарная область, и порой трудно понять, какие
выгоды даст тот или иной нанопродукт. Однако нанотехнология позволяет создавать продукты, которые невозможно
произвести никакими другими средствами.
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|