Перспективы
наноиндустрии в России
Выдающимся примером развития нанотехнологического бизнеса вопреки всем препятствиям является
концерн “Наноиндустрия”, руководимый доктором технических
наук М.А. Ананяном. После того, как перестройка разрушила
советскую молекулярную электронику, ему удалось создать в 1996 году
Институт нанотехнологий,
а в 2001 _ концерн. Цель концерна собрать критическую массу
научно_технологических разработок, финансовых, кадровых
и других ресурсов и создать базу
развития
наноиндустрии – принципиально новой отрасли промышленности.8
— 9 декабря 2004г. в подмосковном городе Фрязино впервые
в России прошла международная конференция “Нанотехнологии
— производству 2004”, организованная Минпромнауки Московской
области, концерном “Наноиндустрия”и другими при поддержке
Комитета по промышленному развитию и
высоким
технологиям Торгово_промышленной палаты России. В работе
конференции приняли участие более 160 участников из России, Беларуси, Германии,
Италии и Канады, 24 городов России, 54 институтов, 13 университетов, представители
20 предприятий различных отраслей (электронной, радиотехнической, ракетной, авиакосмической, атомной, энергетической,
химической,
судостроительной, легкой) и экологи, бизнесмены и представители администраций городов
Московской области.
На выставке, организованной во время конференции,
были представлены образцы керамических изделий из нанопорошков
(Томский политехнический университет) и нетканых материалов, наполненных наноэлементами (“НИИ нетканых материалов”, г.Серпухов); обучающий
прибор. “Nanoeducator” и сканирующая зондовая лаборатория
“Ntegra” (компания “Нанотехнология
МДТ”, г. Зеленоград); зондовый микроскоп “НаноСкан” (ФГУП
Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов, г. Москва)
и образец нанокристал-лической гидроокиси алюминия “Бемит” (Фирма “РИКОМ СПб”, г. Санкт_Петербург).
“Но ведь
это целые институты и концерны, – скажете вы.
А простому смертному никак нельзя зарабатывать
на нанотехнологиях?”. Оказывается, можно. Сложно, но можно.Осенью 2003 года три студента – энтузиаста нанотехнологий – создали на сайте Молодежного Научного Общества
“проект Нанобот”: небольшой раздел, где впервые в отечественной
истории переводились и размещались еженедельные новостинанотехнологии
и нанобизнеса на русском языке. Благодаря четкой системе
публикации и интересным подборкам новостей он быстро завоевал популярность и в январе
2004 года переехал на постоянный адрес www.nanobot.ru.
В феврале был создан Консультативный Совет проекта из признанных экспертов отечественной
нанотехнологии. В марте налажен полуавтоматический мониторинг
сотен мировых источников новостей нанотехнологии – и по
количеству новостей сайт занял первое место в мире. Кроме новостей стали публиковаться
авторские и переводные статьи, эксклюзивные интервью, справочники, базы данных.
Начата подготовка аналитических материалов для отечественных и зарубежных клиентов
и первая коммерческая реклама отечественных нанопродуктов.
Установлены контакты с мировыми лидерами нанонауки и международными
отраслевыми организациями.В апреле совместно с Молодежным
Научным Обществом и концерном “Наноиндустрия” был организован
“Первый кон_
курс молодежных
проектов по созданию отечественной молекулярной нанотехнологии”.
За месяц читатели обратились к сайту 70 тысяч раз. Создан каталог ресурсов Рунета
по нанотех_
нологии.
В мае 2004 заработали профессиональные российская
(www.nanonewsnet.ru) и международная
(www.nanonewsnet.com) редакции сайта и была зарегистрирована компания
Nanotechnology News Network LTD. К этому времени
опубликовано свыше 2200 новостей в 90 выпусках русско_английского
интернет_журнала Nanotechnology & Nanobusiness Daily. Персо_
нал компании
расширился до 5 человек.
В июне 2004 Роберт Фрайтас,
ведущий мировой ученый в области наномедицины, ответил
на вопросы наших читателей по наномедицинской тематике.
Компания занялась профес-сиональной маркетинговой и инвестиционной
оценкой нанопроектов. Тогда же были написаны и опубликованы
первые главы этой книги, а также цикл статей по нанотехнологии
для самых
маленьких.
В июле 2004 компания начала продажу периодических
и специализированных тематических аналитических отчетов по нанотехнологической
отрасли. Опубликован ряд статей в печатных СМИ (“Компьютерра”,
“Поиск”, “Хакер”, “Конфидент”, и пр.) Сайт www.nanonewsnet.com был признан рядом
мировых экспертов лучшим источником информации по нанотехнологии
в мире. При поддержке Юниаструм_банка награждены победители
“Конкурса молодежных проектов отечественной молекулярной нанотехнологии”.
Заработала уникальная автоматическая система, позволяющая клиентам самим размещать
новости и пресс_релизы.
С августа компания предоставляет консультации
по разработке, оценке и сопровождению инвестиционных проектов в нанотехнологии. Успешно выполнен ряд исследований наноот_
расли для отечественных компаний.
В ноябре 2004 года Nanotechnology News
Network объявила
II Всероссийский
конкурс молодежных проектов в области нанотехнологии.
Его цель-широко-масштабное привлечение талантливой молодежи
к развитию нанотехнологии в своей стране, а не за рубежом.
Этот конкурс является отличным способом довести изобретение до реального бизнеса,
а также получить бесплатные консультации и поддержку профессионалов.
В январе
2005 начинает работу проект “Наномагазин”, где россияне
могут приобрести настоя-щие нанопродукты.
Nanotechnology News Network заключила соглашения
о продвижении в России продукции ряда мировых нанокомпаний.
Как видим, нанотехнологии в России, вопреки всему, все-таки
набирают ход. Их развитие даст нашей стране единственный шанс вернуться в число мировых лидеров
в научной, экономической и политической сфере, а также решить многие экономичес-кие, территориальные и демографические проблемы.
Итак, повторим
еще раз!
_ Сделать бизнес на нанотехнологиях
– значит придумать что_то новое, затем это что_то произвести, а после продать.
_ Объем мировых инвестиций в наноиндустрию за последние 8 лет возрос в 10_11 раз и составил
к концу 2004 года порядка 12 млрд. долларов. На Россию приходится менее 1% все мировых
"наноинвестиций".
_ Доходность любого бизнеса пропорциональна
риску, на который приходится идти. Есть устоявшиеся бизнесы, с понятными продуктами
и рынками. Риск "прогореть" в них предсказуем, и, обычно, невелик. Соответственно,
невелика и доходность. Бизнес в наноиндустрии – всегда
венчурный. Но доходность в случае удачи может быть на порядки выше обычного бизнеса.
_ Сегодня чтобы создать успешный бизнес,
требуется непрерывно развивать свои конкурентные преимущества.
_ Доходы от инвестиций прямо пропорциональны
качеству информации, которой вы владеете. В нанобизнесе
только систематическое изучение всей мировой нано-индустрии
в ее взаимосвязи и развитии может быть основой принятия верных
решений.
_ На первый взгляд, развитие техники кажется
линейным, однако на самом деле имеет место экспоненциальный рост.
_ Ведущие эксперты предсказывают конвергенцию
технологий, в которой нанотехнологии, биотехнологии, нейроэлектроника и искусственный интеллект создадут эволюционирующую
промышленность будущего _ полностью автоматическую и развивающуюся по своим законам.
_ Нанотехнология применима во всех сферах производства.
Поэтому перечислять отрасли применения нанотехнологии
то же что перечислять отрасли применения
металлов или электричества.
_ Прежде чем начаать
нанбизнес в России, надо четко усвоить три главных правила:
"Не верь, не бойся, не проси".
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|